Оглавление
Том I.
ПОЗИТИВНОЕ БОЛЬШИНСТВО: технологии влияния на личный выбор
(первичная профилактика)
Введение. Новые подходы к профилактике аддиктивного поведения.
Введение.....7
Глава 1. Концепция «Позитивного большинства» - основа первичной профилактики аддиктивного поведения.....8
Глава 2. Формирование резильентности как форма первичной профилактики зависимостей.....10
2.1. Понятие резильентности.....10
2.2. Факторы, способствующие развитию резильентности.....12
2.3. Резильентность в контексте социальной политики и социальной работы.....16
Раздел I. Проблемы и технологии воспитания социально-психологических основ личностной самостоятельности в подростковом возрасте
Глава 1. Проблемы зависимости в подростковой среде в современной России.....18
1.1. Аддиктивное поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема.....18
1.2. Зависимости и подростковая субкультура.....23
1.3. Раннее начало половой жизни и зависимое сексуальное поведение.....26
1.4. Природа зависимости от тоталитарных неокультов.....28
Глава 2. Факторы риска и факторы защиты в подростковой среде.....33
2.1. Факторы риска в подростковой среде.....33
2.2. Факторы защиты от рисков в подростковой среде.....37
Глава 3. Первичная профилактика в местном сообществе.....39
3.1. Командообразование в местном сообществе.....39
3.2. Принципы оценки профилактических программ широкого профиля.....42
3.3. Мобилизация местного сообщества.....44
3.4. Внедрение профилактических программ в местном сообществе.....45
3.5. Оценка эффективности профилактических программ в общине.....45
Глава 4. Роль школы в профилактике подростковой неуспешности.....46
4.1. Глобальные вызовы образованию.....46
4.2. Участие детей – технологический компонент профилактики.....47
4.3. Технологии школьного самоуправления.....48
Глава 5. Самоуправление ОАШ (Общественно Активные Школы).....49
5.1. Общественно активная школа в системе общественно-ориентированного образования.....49
5.2. Принципы самоуправления ОАШ.....51
5.3. Предпосылки к школьному самоуправлению.....52
5.4. Участники школьного самоуправления.....53
5.5. Технология школьного самоуправления «Демократическая республика».....57
Глава 6. Профилактика неуспешности через участие детей в общественной жизни.....59
6.1. Дети как партнеры.....59
6.2. Преимущества детского участия в общественной жизни.....59
6.3. Эволюционный подход к проблемам детей и молодежи.....61
Глава 7. Авторские школы как комплексные профилактические технологии.....63
7.1. Концепция Школы саморазвития В.И.Ланцберга.....63
7.2. Философские, психологические, педагогические основы концепции.....64
7.3. Организация жизни и деятельности детей.....70
7.4. Содержание образования. Технологии обучения. Особенности работы педагога и ее организации.....72
Глава 8. Технологии формирования личности подростка.....79
8.1. Свободное время подростков: семья, школа, улица.....79
8.2. Гражданское образование как технология формирования личности подростка.....83
Раздел II. Проектная деятельность в области первичной профилактики в подростковой среде
Глава 1. Теоретические основы проектной деятельности.....86
1.1. Принципы организации проектной деятельности.....86
1.2. Развитие ключевых компетенций подростков на основе проектной культуры.....87
Глава 2. Формы проектирования в гражданском образовании.....87
2.1. Формы реализации проектной деятельности в подростковой среде.....88
2.2. Вопросы к научной разработке социального проектирования в школьном образовании.....89
2.3. Роль социального проектирования в гражданском образовании и воспитании.....89
2.4. Основные принципы проектирования в подростковой среде.....90
Глава 3. Последовательность шагов в разработке и реализации социальных проектов.....91
3.1. Социальный проект и особенности проектирования в подростковой среде.....91
3.2. Стадии и этапы подготовки и реализации социального проекта.....91
3.3. Три звена модели социального проектирования.....93
3.4. Воспитательный характер социального проектирования.....94
Глава 4. Типология проектов.....94
Глава 5. Примеры информационных проектов и программ.....95
5.1. Программа «Предупреждён – значит защищён».....95
5.2. Программа «Интерактивная школа гражданского образования молодежи».....97
5.3. Проект «Информационная кампания «Здоровая жизнь – выбор молодежи».....99
Глава 6. Примеры мотивационных проектов и программ.....101
6.1. Программа «Перевал: в поисках страны Толерандии».....101
6.2. Программа «Театр, который всегда с тобой».....114
Глава 7. Примеры обучающих проектов и программ.....117
7.1. Проект «Новая волна».....117
7.2. Проект «Родительский «Олимп».....122
7.3. Проект «Танцуй ради жизни».....130
Глава 8. Примеры инфраструктурных проектов и программ.....131
8.1. Проект «Взаимодействие общественных организаций и директоров школ».....131
8.2. Проект «Войди в Чистый Город».....132
8.3. Проект «Школа для спецшколы».....134
8.4. Проект «Центр родительской культуры».....141
8.5. Проект «Ступени толерантности».....144
8.6. Проект «Толерантность – активная позиция».....146
8.7. Проект «Центр развития молодежного добровольчества «Новая волна».....151
8.8. Проект «Социальная молодежная сеть добровольческих агентств».....154
8.9. Проект «Территория молодых» – развитие добровольческих инициатив в местном сообществе».....164
8.10. Проект «Школьная служба примирения «Позитив».....168
Раздел III.Комплексная программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков «Наркостоп»
Глава 1. Паспорт Комплексной программы «Наркостоп».....173
Глава 2. Актуальность проблемы.....174
Глава 3. Научно-методологическое обоснование программы «Наркостоп».....175
3.1.Нормативно-правовая основа.....176
3.2.Цели программы.....177
3.3.Задачи программы.....177
3.4.Структура и содержание деятельности.....178
3.5.Направления деятельности.....181
3.6.Проекты.....181
3.7.Методология и принцип работы.....183
Глава 4. Проект «Капельки» (первичная позитивная профилактика дошкольников).....183
Глава 5. Проект «Ступени» (первичная позитивная профилактика всех видов химической зависимости в ЮВАО города Москвы среди школьников).....186
Глава 6. Проект «Облака» (профилактика зависимости от ПАВ и зависимого поведения среди детей и подростков, имеющих риск формирования наркологических заболеваний).....192
Список литературы.....196
Приложения.....197
Раздел IV. Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи
Глава 1. Паспорт программы.....219
Глава 2. Работа с подростками.....220
2.1. Основные принципы и задачи работы.....220
2.2. Примерная структура занятий.....225
2.3. Игры, используемые при работе с подростками в группах.....242
Глава 3. Работа со специалистами.....253
Глава 4. Работа с родителями.....257
4.1. Программа медико-психологической работы с родителями.....257
4.2. Схема семинара-тренинга для лидеров-родителей.....258
4.3. Развитие программы профилактики злоупотребления ПАВ для родителей.....259
Приложения.....260
Раздел V. Антинаркотическая профилактика в образовательной среде: проблемно-ориентированный подход
Введение.....281
Глава 1. Антинаркотическая профилактика: от общего к частному.....282
1.1. Анализ подходов к построению антинаркотических образовательных программ в регионах России.....282
1.2. Блеск теории и нищета практики: анализ низкой эффективности антинаркотической профилактики в образовательной среде.....286
Глава 2. Наркогенная субкультура в ракурсе проблемно-ориентированной профилактики........289
2.1. Анализ социальной мифологемы «Запретный плод сладок».....289
2.2. Феноменология наркогенной субкультуры.....290
2.3. Как нейтрализовать влияние наркогенной субкультуры на подростков.....292
Глава 3. Поведение подростков в пространстве их личностного и социального развития.....298
3.1. Поисковое поведение подростков и эксперименты с ПАВ.....298
3.1. Аддиктивное поведение подростков, возникающее под воздействием макро- и микросреды.....301
Глава 4. Структура и содержание групповых профилактических занятий с различными целевыми группами.....304
4.1. Методы воздействия на сознание подростков в контексте групповых профилактических занятий.....304
4.2. Тренинг-программа рефлексии личностных смыслов.....308
4.3. Проблемно-ориентированный тренинг – программа для старших подростков.....315
4.4. Примеры использования метафоры в профилактической работе.....327
Список литературы.....330
Приложения.....333
Условие использования электронной версии трехтомника «Профилактика зависимостей»