Оглавление

Том I.
ПОЗИТИВНОЕ БОЛЬШИНСТВО: технологии влияния на личный выбор
(первичная профилактика)

   

Введение. Новые подходы к профилактике аддиктивного поведения.

   

Введение.....7

Глава 1. Концепция «Позитивного большинства» - основа первичной профилактики аддиктивного поведения.....8

Глава 2. Формирование резильентности как форма первичной профилактики зависимостей.....10

2.1. Понятие резильентности.....10

2.2. Факторы, способствующие развитию резильентности.....12

2.3. Резильентность в контексте социальной политики и социальной работы.....16

   

Раздел I. Проблемы и технологии воспитания социально-психологических основ личностной самостоятельности в подростковом возрасте

   

Глава 1. Проблемы зависимости в подростковой среде в современной России.....18

1.1. Аддиктивное поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема.....18

1.2. Зависимости и подростковая субкультура.....23

1.3. Раннее начало половой жизни и зависимое сексуальное поведение.....26

1.4. Природа зависимости от тоталитарных неокультов.....28

   

Глава 2. Факторы риска и факторы защиты в подростковой среде.....33

2.1. Факторы риска в подростковой среде.....33

2.2. Факторы защиты от рисков в подростковой среде.....37

   

Глава 3. Первичная профилактика в местном сообществе.....39

3.1. Командообразование в местном сообществе.....39

3.2. Принципы оценки профилактических программ широкого профиля.....42

3.3. Мобилизация местного сообщества.....44

3.4. Внедрение профилактических программ в местном сообществе.....45

3.5. Оценка эффективности профилактических программ в общине.....45

   

Глава 4. Роль школы в профилактике подростковой неуспешности.....46

4.1. Глобальные вызовы образованию.....46

4.2. Участие детей – технологический компонент профилактики.....47

4.3. Технологии школьного самоуправления.....48

   

Глава 5. Самоуправление ОАШ (Общественно Активные Школы).....49

5.1. Общественно активная школа в системе общественно-ориентированного образования.....49

5.2. Принципы самоуправления ОАШ.....51

5.3. Предпосылки к школьному самоуправлению.....52

5.4. Участники школьного самоуправления.....53

5.5. Технология школьного самоуправления «Демократическая республика».....57

   

Глава 6. Профилактика неуспешности через участие детей в общественной жизни.....59

6.1. Дети как партнеры.....59

6.2. Преимущества детского участия в общественной жизни.....59

6.3. Эволюционный подход к проблемам детей и молодежи.....61

   

Глава 7. Авторские школы как комплексные профилактические технологии.....63

7.1. Концепция Школы саморазвития В.И.Ланцберга.....63

7.2. Философские, психологические, педагогические основы концепции.....64

7.3. Организация жизни и деятельности детей.....70

7.4. Содержание образования. Технологии обучения. Особенности работы педагога и ее организации.....72

   

Глава 8. Технологии формирования личности подростка.....79

8.1. Свободное время подростков: семья, школа, улица.....79

8.2. Гражданское образование как технология формирования личности подростка.....83

   

Раздел II. Проектная деятельность в области первичной профилактики в подростковой среде

   

Глава 1. Теоретические основы проектной деятельности.....86

1.1. Принципы организации проектной деятельности.....86

1.2. Развитие ключевых компетенций подростков на основе проектной культуры.....87

   

Глава 2. Формы проектирования в гражданском образовании.....87

2.1. Формы реализации проектной деятельности в подростковой среде.....88

2.2. Вопросы к научной разработке социального проектирования в школьном образовании.....89

2.3. Роль социального проектирования в гражданском образовании и воспитании.....89

2.4. Основные принципы проектирования в подростковой среде.....90

   

Глава 3. Последовательность шагов в разработке и реализации социальных проектов.....91

3.1. Социальный проект и особенности проектирования в подростковой среде.....91

3.2. Стадии и этапы подготовки и реализации социального проекта.....91

3.3. Три звена модели социального проектирования.....93

3.4. Воспитательный характер социального проектирования.....94

   

Глава 4. Типология проектов.....94

   

Глава 5. Примеры информационных проектов и программ.....95

5.1. Программа «Предупреждён – значит защищён».....95

5.2. Программа «Интерактивная школа гражданского образования молодежи».....97

5.3. Проект «Информационная кампания «Здоровая жизнь – выбор молодежи».....99

   

Глава 6. Примеры мотивационных проектов и программ.....101

6.1. Программа «Перевал: в поисках страны Толерандии».....101

6.2. Программа «Театр, который всегда с тобой».....114

   

Глава 7. Примеры обучающих проектов и программ.....117

7.1. Проект «Новая волна».....117

7.2. Проект «Родительский «Олимп».....122

7.3. Проект «Танцуй ради жизни».....130

   

Глава 8. Примеры инфраструктурных проектов и программ.....131

8.1. Проект «Взаимодействие общественных организаций и директоров школ».....131

8.2. Проект «Войди в Чистый Город».....132

8.3. Проект «Школа для спецшколы».....134

8.4. Проект «Центр родительской культуры».....141

8.5. Проект «Ступени толерантности».....144

8.6. Проект «Толерантность – активная позиция».....146

8.7. Проект «Центр развития молодежного добровольчества «Новая волна».....151

8.8. Проект «Социальная молодежная сеть добровольческих агентств».....154

8.9. Проект «Территория молодых» – развитие добровольческих инициатив в местном сообществе».....164

8.10. Проект «Школьная служба примирения «Позитив».....168

   

Раздел III.Комплексная программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков «Наркостоп»

   

Глава 1. Паспорт Комплексной программы «Наркостоп».....173

   

Глава 2. Актуальность проблемы.....174

   

Глава 3. Научно-методологическое обоснование программы «Наркостоп».....175

3.1.Нормативно-правовая основа.....176

3.2.Цели программы.....177

3.3.Задачи программы.....177

3.4.Структура и содержание деятельности.....178

3.5.Направления деятельности.....181

3.6.Проекты.....181

3.7.Методология и принцип работы.....183

   

Глава 4. Проект «Капельки» (первичная позитивная профилактика дошкольников).....183

   

Глава 5. Проект «Ступени» (первичная позитивная профилактика всех видов химической зависимости в ЮВАО города Москвы среди школьников).....186

   

Глава 6. Проект «Облака» (профилактика зависимости от ПАВ и зависимого поведения среди детей и подростков, имеющих риск формирования наркологических заболеваний).....192

   

Список литературы.....196

   

Приложения.....197

   

Раздел IV. Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи

   

Глава 1. Паспорт программы.....219

   

Глава 2. Работа с подростками.....220

2.1. Основные принципы и задачи работы.....220

2.2. Примерная структура занятий.....225

2.3. Игры, используемые при работе с подростками в группах.....242

   

Глава 3. Работа со специалистами.....253

   

Глава 4. Работа с родителями.....257

4.1. Программа медико-психологической работы с родителями.....257

4.2. Схема семинара-тренинга для лидеров-родителей.....258

4.3. Развитие программы профилактики злоупотребления ПАВ для родителей.....259

   

Приложения.....260

   

Раздел V. Антинаркотическая профилактика в образовательной среде: проблемно-ориентированный подход

   

Введение.....281

   

Глава 1. Антинаркотическая профилактика: от общего к частному.....282

1.1. Анализ подходов к построению антинаркотических образовательных программ в регионах России.....282

1.2. Блеск теории и нищета практики: анализ низкой эффективности антинаркотической профилактики в образовательной среде.....286

   

Глава 2. Наркогенная субкультура в ракурсе проблемно-ориентированной профилактики........289

2.1. Анализ социальной мифологемы «Запретный плод сладок».....289

2.2. Феноменология наркогенной субкультуры.....290

2.3. Как нейтрализовать влияние наркогенной субкультуры на подростков.....292

   

Глава 3. Поведение подростков в пространстве их личностного и социального развития.....298

3.1. Поисковое поведение подростков и эксперименты с ПАВ.....298

3.1. Аддиктивное поведение подростков, возникающее под воздействием макро- и микросреды.....301    

Глава 4. Структура и содержание групповых профилактических занятий с различными целевыми группами.....304

4.1. Методы воздействия на сознание подростков в контексте групповых профилактических занятий.....304

4.2. Тренинг-программа рефлексии личностных смыслов.....308

4.3. Проблемно-ориентированный тренинг – программа для старших подростков.....315

4.4. Примеры использования метафоры в профилактической работе.....327

   

Список литературы.....330

Приложения.....333

скачать Том I


Условие использования электронной версии трехтомника «Профилактика зависимостей»

ознакомиться…

  • Правовая наркология

 


Использование материалов сайта разрешается только при установке активной гиперссылки
http://www.nan.ru/3tom/ на сайт «Профилактика зависимостей» рядом с опубликованным материалом.